1. Наша страна стояла у истоков возрождения олимпийского движения. Среди представителей 12 стран, открывших новую эру олимпийского дви¬жения, был и делегат от России А. Д. Бутовский. Всю свою жизнь он посвятил физическому воспита¬нию юношества и написал немало научных работ на эту тему. Несмотря на это, в России долго не су¬ществовало своей организации, в задачи которой входила бы подготовка спортсменов к выступлению на Олимпийских играх и оказание им необходимо¬го содействия. В первых трех Олимпиадах наши спортсмены участия не принимали. Впервые рус¬ские фамилии появились в протоколах IV Олимпи¬ады (1908). Первым русским олимпийским чемпио¬ном стал Н. А. Панин-Коломенкин в фигурном ка¬тании. Российский олимпийский комитет (РОК) был создан в 1911 г. Интересен тот факт, что на Олимпиаде в Стокгольме в 1912 г. награды победи¬телям вручали король Швеции Густав и российский царь Николай П. Вступление в олимпийское движе¬ние советских спортсменов, их ошеломляющий ус¬пех на Хельсинкской Олимпиаде в 1952 г. ознаме¬новали новый этап в истории Олимпийских игр. Очень многие атлеты нашей страны стали подлин¬ными героями мирового спорта. Лариса Латынина завоевала 9 золотых медалей по спортивной гимнас¬тике, Лидия Скобликова — 6 золотых медалей в бе-ге на коньках, Галина Кулакова — 4 золотые ме¬дали в лыжных гонках. По предложению СССР с 1973 г. вновь стали созываться олимпийские конг¬рессы, были сохранены церемонии исполнения го¬сударственных гимнов и подъема национальных флагов при награждении победителей Олимпий¬ских игр. После завершения спортивной карьеры великие спортсмены становятся выдающимися тре¬нерами, общественными и государственными деяте-лями, учеными в области физической культуры и спорта: олимпийский чемпион в гимнастике Юрий Титов возглавил Российскую федерацию гимнасти¬ки и стал вице-президентом Международной гим¬настической федерации; Виктор Игуменов (гре¬ко-римская борьба), Тамара Пресс, Владимир Куз¬нецов (легкая атлетика) стали видными учеными. Свидетельством признания мировой общественно¬стью высокого авторитета нашей страны, огромного вклада спортивных организаций и спортсменов в де¬ло развития спортивного и олимпийского движения стал тот знаменательный факт, что организация XXII Олимпийских игр в 1980 г. была поручена г. Москве. В начале 90-х гг. XX в. произошло два важнейших события в политической жизни мира. Распался на 15 суверенных стран СССР, в одно госу¬дарство объединились ГДР и ФРГ. На зимних Олим¬пийских играх 1992 г. в качестве преемника СССР выступала объединенная команда СНГ (бывшие со¬юзные республики СССР, кроме прибалтийских). После принятия решения о разведении по срокам организации летних и зимних Олимпийских игр очередная XVII Белая Олимпиада состоялась через два года (в 1994 г.) в Норвегии, в Лиллехаммере. На этих и последующих Играх спортсмены бывших со¬юзных республик СССР выступили уже отдельными командами. Олимпийцы России достойно приняли эстафету от сборной СССР и по-прежнему входят в число лучших. 2. При проведении экскурсий следует выполнять следующие меры безопасности: • к экскурсиям допускаются учащиеся, прошед¬шие инструктаж, медицинский осмотр и не имею¬щие противопоказаний по состоянию здоровья; • следует соблюдать правила поведения, установ¬ленные режимы передвижения и отдыха; • необходимо выполнять все указания руководи¬теля или его заместителя, не изменять самостоя¬тельно установленный маршрут движения группы; • во время привалов в лесу не разводить костры; • не пробовать какие-либо плоды, растения или грибы на вкус; • не трогать руками животных, опасных пресмы¬кающихся и насекомых; • при передвижении не ходить босиком, в носках; • не пить воду из непроверенных водоемов, ис¬пользовать воду из фляжки, которую следует брать с собой; • соблюдать правила личной и общественной ги¬гиены, своевременно информировать руководителя экскурсии об ухудшении состояния здоровья или травмах; • бережно относиться к природе, памятникам ис¬тории и культуры, а также уважать обычаи и тради¬ции местного населения. 3. Дневник самоконтроля нужен для отслеживания развития функциональных возможностей организ¬ма, укрепления здоровья, для умелого управления своим самочувствием и настроением. В дневник са¬моконтроля записываются данные о весе своего те¬ла, частоте пульса до и после тренировки и соревно¬ваний, силе мышц рук, самочувствии, сне, аппетите и т. д. Дневник следует периодически показывать учителю физической культуры и врачу с целью кон¬сультации по возникающим проблемам, корректи¬ровки двигательного режима и физических нагру¬зок. Желательно записывать в дневник и свои спор¬тивные результаты. Они тоже отражают состояние организма. А как убедиться, что занятия физиче¬скими упражнениями улучшают двигательные качества? Для этого надо выполнить специальные контрольные упражнения (тесты): 1) прыжок в дли¬ну с места; 2) метание набивного мяча весом 1 кг из положения сидя; 3) прыжки со скакалкой; 4) подтя¬гивание из виса (мальчики) и из виса лежа (девоч¬ки); можно добавить и другие тесты. Переходя из класса в класс, следить, насколько развиваешься физически. Такие проверки проводят в сентябре и мае (иногда в декабре—январе). Проверить себя с помощью тестов можно на уроках в школе или во дворе, на спортивной площадке, стадионе. Тетрадь самоконтроля следует сохранять на все годы учебы в школе и записывать в ней свои результаты каждо¬го контрольного испытания. Очень важно научить¬ся самому контролировать себя. Занятия физиче¬скими упражнениями принесут пользу только в том случае, если будут проводиться систематически. Ве¬дение дневника самоконтроля помогает соблюсти это условие.
|